Экспериментальные школы

Экспериментальные школы
   — учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Начали возникать в странах Западной Европы в 17-18 вв.: школа в Шарошпатаке (1650-54, Венгрия) под руководством Я.А. Коменского, т.н. учреждения А.Г. Франке (начало 18 в.; Глаухау, Германия), филантропины (см. Филантропизм), опытно-экспериментальные учреждения под руководством И.Г. Песталоцци и др. На рубеже 19 и 20 вв. Э.ш. получили значительное распространение вместе с концепциями "реформаторской педагогики", нового воспитания, гл.о. на уровне среднего образования. Наряду с общими чертами в отдельных странах эти учебно-воспитательные учреждения имели свои особенности. В Англии "новые школы" (руководитель С. Редди и др.) уделяли повышенное внимание естественно-научному образованию, ручному труду, школьному самоуправлению. В Германии в "сельских воспитательных домах" (руководители Г. Литц, Г. Виннекен и др.) сложились нетрадиционные для школы формы учебно-воспитательной работы: лекции, объединения учащихся в небольшие группы, широкое использование занятий искусством. Во Франции в школе Э. Демолена была реформирована система преподавания древних и новых языков. В начале 20 в. Э.ш. возникли в системе начального образования. В Германии такие учреждения следовали идеям трудовой школы; в Бельгии под руководством Ж.О. Декроли создавались "центры интересов"; в США "лабораторная школа" под руководством Дж. Дьюи стремилась воплотить идеи прагматистской педагогики. В 20-30-х гг. действовали Э.ш.: в Германии (руководители П. Петерсен, Г. Шаррельман, Р. Штейнер и др.), во Франции (С. Френе), в США (К. Уошборн, Э. Коллингс и др., см. Метод проектов), в Великобритании (Б. Рассел, А. Нил), Швейцарии и др. В России с конца 50-х гг. 19 в. предпринимались попытки создания народных школ, осн. на авторских педагогических принципах (Яснополянская школа Л.Н. Толстого, Таврическое училище М.О. Косинского, учебные заведения Н.Ф. Бунакова, М.А. Богдановой-Быковой, школа С.А. Рачинского). Идеи самоуправления, творческого труда детей проводили в жизнь "Дом свободного ребёнка" во главе с К.Н. Вентцелем и учебно-воспитательные учреждения под руководством С.Т. Шац- кого. После 1917 созданы опытно-показательные учреждения Наркомпроса. В 20-30-х гг. в СССР действовали как экспериментальные учебно-воспитательные учреждения под руководством А.С. Макаренко. К началу 50-х гг. в СССР экспериментально-опытная работа осуществлялась более чем в 40 учебно-воспитательных учреждениях, деятельность которых координировалась АПН РСФСР. В конце 80-х гг. при АПН СССР насчитывалось 14 базовых Э.ш., а также школы, не имевшие статус базовых академических: Павлышская средняя школа в Кировоградской области под руководством М.П. Щетинина, школа в Донецке (под руководством В.Ф. Шаталова), а также учреждения под руководством Л.В. Занкова, Ш.А. Амонашвили и др. В структуре РАО к началу 2000 насчитывалось 14 экспериментальных образовательных учреждений. Статус Э.ш. в Рос. Федерации присваивается образовательному учреждению (с начала 90-х гг.) решением учредителя (в т.ч. государственного или муниципального органа).
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 324-325)
   См. также Авторская школа
   Ч30е(2)л1-7

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Экспериментальные школы" в других словарях:

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — уч воспитат. учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед.идей, а также практич.опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17 18 вв В школе в Шарошпатаке (1650 54) под… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Экспериментальные методы исследования в системе исторических наук — Обращение к теме исторической реконструкции* в рамках данного издания вовсе не случайно. Уже в течение нескольких столетий историки, археологи, этнологи, антропологи и другие.гие ученые разных стран с успехом используют в своих исследованиях… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ТСН 31-328-2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия) — Терминология ТСН 31 328 2004: Общеобразовательные школы. Республика Саха (Якутия): 3.14 автономная школа: Школа с равным числом параллелей классов по всем возрастным группам. Определения термина из разных документов: автономная школа: Школа 3.18… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Каракис, Иосиф Юльевич — Иосиф Юльевич Каракис …   Википедия

  • Шамова, Татьяна Ивановна — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Реализованные архитектурные работы Иосифа Каракиса — список проектов архитектора Иосифа Каракиса которые были реализованы в натуре. Год окончания строительства Название проекта Местонахождение Современное состояние 1929 Здание «образцовой» школы № 71 Киев, Полевой переулок дом № 10… …   Википедия

  • Каракис, Иосиф Юлиевич — Иосиф Юлиевич Каракис (29 мая 1902, Балта 23 февраля 1988, Киев) выдающийся советский архитектор, один из самых плодовитых киевских зодчих. Содержание 1 Биография 2 Проекты …   Википедия

  • Иосиф Каракис — Иосиф Юлиевич Каракис (29 мая 1902, Балта 23 февраля 1988, Киев) выдающийся советский архитектор, один из самых плодовитых киевских зодчих. Содержание 1 Биография 2 Проекты …   Википедия

  • Иосиф Юлиевич Каракис — (29 мая 1902, Балта 23 февраля 1988, Киев) выдающийся советский архитектор, один из самых плодовитых киевских зодчих. Содержание 1 Биография 2 Проекты …   Википедия

  • Каракис, Иосиф — Иосиф Юлиевич Каракис (29 мая 1902, Балта 23 февраля 1988, Киев) выдающийся советский архитектор, один из самых плодовитых киевских зодчих. Содержание 1 Биография 2 Проекты …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»